Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Условия организации питания
Схема паспортизации пищеблоков дошкольных учреждений
Материально-техническое обеспечение
Организация развивающей предметно- пространственной среды
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и/или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Ти-хеева, Е. А. Флерина, СТ. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
1. содержательно-насыщенной, развивающей; 2. трансформируемой; 3. полифункциональной; 4. вариативной; 5. доступной; 6. безопасной.
Основные принципы организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны выть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс том индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
-
уголок для сюжетно-ролевых игр;
-
уголок ряжения (для театрализованных игр);
-
книжный уголок;
-
зона для настольно-печатных игр;
-
выставка(детскогорисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
-
уголок природы (наблюдений за природой);
-
спортивный уголок;
-
уголок для игр с водой и песком;
-
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
-
игровой центр с крупными мягкими конструкциями(блоки, домики, тоннели и пр.)для легкого изменения игрового пространства;
-
игровой уголок(с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому раз-образная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для различных психолого-педагогических задач изложены в разделе «Психолого-педагогические условия реализации программы».
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: — реализацию различных образовательных программ; — в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; — учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Дошкольная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.Выполнение данных условий ведёт к созданию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Создание и обновление предметно-развивающей среды.
Успешность инновационных экспериментальных работ возможна при наличии материально-технической базы (МТБ), достаточное оснащение которой является непременным условием для плодотворной педагогической деятельности педагогического коллектива.
Материально-техническая база постоянно пополняется и обновляется за счет бюджетных поступлений, благотворительных взносов родителей воспитанников, а также активного участия педагогов и родителей в ремонтных работах, работах по созданию предметно-развивающей среды в группах и на территории детского сада. В настоящее время МТБ МБДОУ д/с позволяет проводить педагогический процесс на высоком уровне наглядного обеспечения и при достаточном количестве специализированных кабинетов.
Содержание компонентов развивающей предметной среды МБДОУ д/с № 12 «Сказка» опирается на деятельностно-возрастной подход и удовлетворяет потребности как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребенка и отвечает его индивидуальным способностям. Стратегия и тактика построения предметно-развивающей среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Организация пространства предполагает возможность многовариантных игр. Игровое пространство имеет свободно перемещаемые элементы, дающие простор детскому изобретательству и открытиям.
В МБДОУ детский сад №12 «Сказка» существуют следующие функциональные помещения со специальным оборудованием для развития индивидуального умственного и творческого потенциала ребенка:
- музыкальный зал (пианино, синтезатор, детские музыкальные инструменты, аккордеон, музыкальный центр, зеркальный шар, видеомагнитофон, мультимедийное оборудование, микрофоны;
- костюмерная с ассортиментом костюмов;
- психологический кабинет (библиотека психолого- педагогической литературы, современные методические разработки психологии и педагогики, оборудование для диагностической и коррекционной индивидуальной работы с детьми;
- изостудия (мольберты, различные средства изобразительной деятельности (гуашь, акварель, глина, восковые мелки), коллекция репродукций шедевров мировой художественной культуры, выставка предметов декоративно-прикладного творчества );
- кабинет логопеда (логопункт) со специально подобранными играми и пособиями;
Для формирования, сохранения, укрепления здоровья детей созданы и оборудованы следующие функциональные помещения:
- стадион и для проведения физкультуры инвентарь (баскетбольное и волейбольное оборудование, комплект традиционного физкультурного оборудования (мячи, скакалки, обручи и т.д.); мягкие модули, батуты;
- медицинский блок (изолятор, процедурная, кабинет врача, соответствуют требованиям САНПина).
В каждой возрастной группе оборудован уголок здоровья: массажные дорожки, коврики, эспандеры, разнообразный спортивный инвентарь. В уголке природы растения подобраны в соответствии с программными требованиями. Также в группах оборудованы зоны уединения, игровые зоны, уголки творчества, уголки по ПДД и ЗОЖ. В группы приобретены ширмы, игровое оборудование: современный конструктор, сенсорные пособия, развивающие игры, счётный материал…). Средние, старшие и подготовительные группы оснащены зонами экспериментирования. Приобретены контейнеры для хранения игрового оборудования.
В каждой группе оформлены мини-музеи: «Курочка Ряба; «Бурёнка»; «Символы»; «Мир вокруг нас»; «Измерения»;
« Моя родина- Россия»; « Книжкин дом»; «Цветы»; «Вода»; «Хлеб»; «Волшебные сказки».
Педагоги проводят взаимопосещение музеев, в зависимости от проходимой детьми темы. В каждой группе приобретены телевизоры, магнитофоны.
В методическом кабинете имеется в наличии библиотека: педагогической литературы, детской литератры, демонстрационный материал, подшивки журналов, мультмедийное оборудование, фильмо- и видеотека. Большое значение придается оснащению педпроцесса техническими средствами обучения: аудио и видеотехникой, в ДОУ функционирует-4 компьютера и 1 ноутбук, имеется выход в глобальную сеть Интернет.
В каждой группе, в радевалке, оформлены индивидальная визитная карточка и информационные стенды для родителей.
Осуществляется комплексный подход к решению предметной среды на территории детского сада. Постоянно пополняются и обогащаются ландшафтные уголки (альпийская горка, зона лекарственных растений, фитозона, розарий) зонами непрерывного озеленения и цветения при декорировании здания. Активно используются в оформлении территории детского сада естественные посадки: деревья, кустарники, однолетние и многолетние цветущие растения; природный материал: пеньки, спилы стволов, фрагменты горных пород.
Для гибкого зонирования используются разнофактурные настилы (газоны, камень-известняк, асфальт), живые изгороди и ограждения, теневые зонты, разборные игровые домики.
Совершенствование ландшафта территории детского сада имеет огромное значение в оптимизации воспитательно-оздоровительных мероприятий и для развития экологической культуры дошкольников.
Успешность инновационных и экспериментальных работ возможна при наличии материально-технической базы (МТБ), достаточное оснащение которой является непременным условием для плодотворной педагогической деятельности педагогического коллектива.
Назначение оборудования ДОУ и результаты его использования:
1) Снятие негативных эмоций и состояний детей, сотрудников, родителей.
2) Развитие общей моторики, пространственных представлений.
3) Саморегуляция психического состояния сотрудников и воспитанников.
4) Развитие коородинации движений, вестибюлярного аппарата, закаливание, профилактика плоскостопия.
5) Коррекция уровня тревожности, страхов и агрессивности.
6) Развитие мыслительной деятельности воспитанников, кинестетической чувствительности.
7) Активизация внимания, формирование навыков саморегуляции.
8) Ориентировка в пространстве, умение сосредоточиться.
9) Стабилизация психического состояния всех участников педагогического процесса
2.4. Материально-техническое обеспечение программы
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы согласно ФГОС включают: 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Тип здания — здание типовое двухэтажное из силикатного кирпича с железобетонными перекрытиями. Кровля шатровая.
— Дата ввода здания в эксплуатацию апрель1968г.
— Проектная мощность — 124 чел.
— Реальная наполняемость ( списочный состав) — 172 чел.
— Наличие основных помещений — групповые помещения на 6 групп;
— Наличие специализированных кабинетов и дополнительно оформленных помещений специализированные кабинеты: логопункт, методический кабинет, психолога, медицинский кабинет, пищеблок, прачечная.
— Наличие отдельного музыкального зала ;
— Наличие условий для организации прогулок ( прогулочные веранды, игровое оборудование участков) — имеются крытые прогулочные павильоны с игровым оборудованием на участках: песочницы, горки, игровые малые формы, архитектурные формы, альпинарий, цветники, огороды;
— Технические средства обеспечения образовательного процесса — телевизор, эпипроектор с экраном, цифровой фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, музыкальные инструменты, спортивное оборудование;
— Наличие медицинского оборудования для проведения лечебных и профилактических мероприятий, для оздоровления детей: ростомер, весы, тонометр, таблица для определения остроты зрения, динамометр, плантограф;
— Групповые комнаты оснащены всем необходимым для развития детей: зоны отдыха и уединения, игровые зоны с различными видами игр, зоны экспериментирования, в каждой группе имеется зелёный уголок, мини-музей, зона ЗОЖ и валеологии, оформлены визитки групп, уголки для родителей;
— Приобретены учебные пособия: книги, плакаты, дидактический материал по работе с детьми, дидактические и развивающие игры . Созданы все условия для воспитания и обучения детей от 2 до 7 лет.
Детский сад в достаточном количестве оснащён мягким и жестким инвентарем, имеется необходимое спортивное и игровое оборудование. Кроме того, имеются необходимые технические средства обучения, музыкальные инструменты, театральные куклы, костюмерная, методическая и художественная литература, учебно-наглядные пособия.
Имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Состояние материально-технической базы ДОУ позволяет реализовывать основную образовательную программу в полном объёме, обеспечивая организацию жизни детей в детском саду и соответствуя направлениям деятельности учреждения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/